Функциональный подход означает работу с навыками и качеством движения, освоение собственными усилиями всего диапазона, который имеется. Поэтому в счет идет не только пребывание в асане, но и вход в нее, способность внутри двигаться и осуществлять переходы и выход. Представим: вы можете, разогревшись, выполнив упражнения на растяжку, сесть на шпагат. Но сможете ли вы повторить его, если несколько месяцев не будете тянуться? Или прямо сейчас, но собственными усилиями, в воздухе? Владеете ли вы шпагатом на уровне умения и навыка, или просто можете на него сесть?
В йоге пассивное владение той или иной формой часто означает провисание на связках и может в перспективе (через несколько лет) привести к накопительным «усталостным» травмам.
Кроме того, используя самые очевидные маршруты движения для тела, мы попадаем в его привычные паттерны, и наша осанка и качество движения и ощущения тела за пределами коврика не меняются. Для коррекции этого в разных системах существуют параметры отстроек и работы в асанах. При использовании функционального подхода подобными критериями будет являться способность построить движение на свободном дыхании, плавно и обратимо в любой момент времени, собственным усилием, без инерции и внешних рычагов.
«Культура движения» — проект Игоря Пантюшева, основанный на знаниях по мануальным техникам, физиологии и биомеханике, в котором используется функциональный подход применительно к практике йоги для создания последовательностей асан, рассчитанных под задачи практикующего и приводящих к качественным результатам.
При функциональном подходе, используемом в «Культуре движения», уровень практики является адаптивным, но при этом и новичок, и опытный практик смогут рассчитать актуальную для себя развивающую нагрузку.
Большое значение в практике йоги в таком случае имеет сохранение бандх, дришти и удджайи, углубляющих практику и позволяющих как занимающимся, так и инструктору отследить погруженность в нее и прогресс. Также при построении движения является важным отсутствие имитации как автоматического стремления построить движение привычным для себя и самым удобным образом, на существующих зажимах и сильных сторонах и не подключая слабые. Посредством конкретных проверяемых приемов инструктор имеет возможность подключить у практикующего к выполнению задачи те мышцы, которые изначально не хотят брать на себя работу.
На занятиях играет значительную роль нахождение для себя актуального на данный момент и эффективного диапазона работы: так, если вы пришли на тренировку и все у вас вышло легко и хорошо — вы уже умеете это делать, и тренировочной ценности и развития уже нет. С другой стороны, если вы попали на практику, где не смогли вообще выполнить то, что предлагал инструктор — тренировочной ценности еще нет. Первая ситуация — все равно, что восьмикласснику дать задачи по таблице умножения, вторая — предложить ему учебник по квантовой физике. Адекватными будут те задачи и та нагрузка, которые будут выходить, но выходить плохо, с трудом, однако технично и с соблюдением указанных инструктором приемов. Никакой восьмиклассник не сможет сразу и легко решить подобранные лично для него обучающие и развивающие задачи по математике или физике. Но со временем уровень подобных задач растет, мы осваиваем то, что раньше было сложным и переходим к новому. При этом каждая конкретная асана или переход не являются целью практики, как и ответ в конкретной задаче, но обретенные навыки позволяют идти дальше, а также качественно менять ощущение тела, осанку и движения за пределами коврика.
Большой цикл тренировок длится 40 недель и охватывает все направления подвижности. Условно мы их разделяем на 8 тем, каждая из которых направлена на развитие одной логически цельной группы двигательных навыков.
Одна тема представлена набором из 5 тренировок, каждая из которых повторяется на протяжении недели.
Получается 5 недель на тему.
Занятия рассчитаны на любой уровень подготовки и опыт практика. Решая предложенные задачи сам практикующий научается выбирать нагрузку под себя самостоятельно по своему состоянию и возможностям, а педагог предлагает корректировки и варианты, таким образом помогая с решением.
Так начинающий практик обнаружит точки роста и получит ключи к развитию тех направлений подвижности, в которых испытывает трудности, расширит видение личной практики. Продолжающий же сможет улучшить качество движения и внимания работая с провокативными задачами, обогатит свою сенсомотороную матрицу новыми формами и переходами, получит в каждой теме набор задач на вырост.